Определение размеров ущерба от деградации и загрязнения земель, других нарушений земельного законодательства

Оцените материал
(0 голосов)

Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ценность земли как основы жизни и деятельности человека заключается в свойствах почвы. Почвенный покров (педосфера) – важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва является основным средством производства в сельском хозяйстве, обеспечивающим 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. С почвой, являющейся одним из главных элементов биосферы, люди неразрывно связаны в течение всей жизни. Человек подвергается воздействию различных почвенных факторов, которые, в зависимости от условий, могут прямо или косвенно влиять на состояние его здоровья.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ущерб – это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую природную среду. Действующим законодательством (ст. 12, 15, 1064 Гражданского кодекса РФ, ст. 1, 57, 62, 76 Земельного кодекса РФ, ст. 77, 79 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») определена обязательность возмещения в полном объёме:

• прямого и косвенного ущерба земле как природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы, природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (вреда окружающей природной среде);

• прямого и косвенного ущерба земле как недвижимому имуществу, объекту права собственности и иных прав на землю (убытков обладателей прав на земельные участки).

Вред окружающей природной среде – негативные изменения окружающей природной среды, вызванные антропогенной деятельностью, возникшие в результате загрязнения природной среды, истощения природных ресурсов, повреждения или разрушения экосистем (п. 2.3 Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесённого окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утв. Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 6 сентября 1999 г.).

Согласно ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинён ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 определено, что при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причинённого окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

В отношении земель в настоящее время на территории РФ действует Методика исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238, предусматривающая исчисление в стоимостной форме размера вреда, причинённого почвам в результате химического загрязнения, несанкционированного размещения отходов производства и потребления и самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

Однако, исходя из практики работы отдела агроэкологической экспертизы и мониторинга земель ФГБУ «Кемеровская МВЛ» начиная с 2008 г. (с момента отмены нормативов стоимости земель и фактического прекращения действия основывавшихся на их применении нормативно-методических документов), виды деградации (порчи) почв и земель распределяются следующим образом:

 diagr.gif

Таким образом, применение Методики исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, возможно лишь в чуть более половине случаев нарушений. Она не предполагает, в частности, определение вреда от размещения биологических отходов и биологического загрязнения земель, а также снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, хотя эти виды нарушений встречаются почти столь же часто, что и предусмотренные указанной методикой.

Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Ст. 62 Земельного кодекса трактует величину убытков, причинённых нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, как убытки, подлежащие полному возмещению, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Отделом агроэкологической экспертизы и мониторинга земель ФГБУ «Кемеровская МВЛ» разработаны и успешно применяются на практике методологические подходы, позволяющие объективно, в соответствии с действующим законодательством, определять размеры ущерба, включая вред, причинённый почвам как объекту охраны окружающей среды, и убытки, причинённые собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, практически при любом типе деградации и загрязнения земель с учётом всех основных факторов негативного воздействия на землю, влияющих на размер ущерба, в частности:

• вид, степень и масштабы нарушения;

• категорию, характер использования и форму собственности земельного участка;

• ценность земель по потребительским свойствам;

• реальные размеры затрат на компенсационное освоение новых земель, рекультивацию или улучшение используемых сельскохозяйственных угодий;

• период времени по восстановлению земель;

• экологические факторы состояния почвы на территории;

• потерю ежегодного дохода (упущенную выгоду);

• затраты на определение размеров ущерба и др.

По результатам полевых исследований, лабораторных испытаний, анализа и обработки информации составляется заключение агроэкологической экспертизы, содержащее оценку вреда землям, расчёт и обоснование размеров убытков. На основании данного заключения определяется сумма иска, предъявляемого к возмещению нанесённого вреда землям различных категорий, видов использования и форм собственности, причинённого в результате несоблюдения мероприятий по охране земель, нарушения при эксплуатации земельных участков требований экологических и санитарно-гигиенических правил и нормативов, а также загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв в результате неправильной эксплуатации сельскохозяйственных угодий, использования земельного участка не по целевому назначению, реализации хозяйственных и иных проектов, эксплуатации промышленных, коммунальных и других объектов, авариях на производственных предприятиях и транспорте.

В практике отдела агроэкологической экспертизы и мониторинга земель ФГБУ «Кемеровская МВЛ» расчёты размеров вреда окружающей среде и убытков, причинённых муниципальным образованиям, собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель, по обращениям органов государственной власти, служб, учреждений, организаций и граждан для целей возмещения ущерба, установления факта правонарушения и др.

Размеры причинённого ущерба специалистами отдела определяются дифференцированно в полном соответствии с принципами оценки вреда и убытков действующего природоохранного, земельного и гражданского законодательства.

Прочитано 594 раз

Поиск по сайту

Интервью Сергея Данкверта в программе "Мнения" на телеканале Россия 24

Участие С.Данкверта во II Всероссийском форуме продовольственной безопасности

Выступлении Сергея Данкверта на заседании Совета Федерации об эпизоотической обстановке в России