Качество почв – под контроль! Обязанности и ответственность землепользователей

Оцените материал
(0 голосов)

Качество почв – под контроль! Обязанности и ответственность землепользователей

zakon.jpgНа сегодняшний день владеть и распоряжаться земельным участком – это очень ответственно. Земля, также как и водные объекты, лесные массивы, животные и растительные богатства, является природным ресурсом, поэтому на владельцев и фактических пользователей земельными участками возлагаются определённые обязанности. Многие не знают об этом, забывают или просто не придают этому значения. В результате наступают плачевные последствия, как для окружающей среды, так и для землевладельцев, которым приходится отвечать рублём за неисполнение возложенных на них обязанностей. Так какие же санкции предусмотрены законодательством РФ за правонарушения в области землепользования?

 

Согласно ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, а также арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки способами, которые не наносят вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, её плодородному слою, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и санитарно-гигиенических правил и нормативов, а также не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", производители сельхозпродукции должны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний почвы и растений. Нарушение вышеперечисленных требований влечёт за собой наложение административного наказания (ст. 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 КоАП РФ), а в некоторых случаях – и уголовную ответственность (ст. 254 УК РФ).

 

Помимо штрафа, органом, осуществляющим государственный земельный надзор (в отношении сельскохозяйственных земель эту функцию осуществляет Россельхознадзор), на нарушителя возлагается обязанность по устранению в определённые сроки выявленного правонарушения. Невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица об устранении нарушений, в соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в размере до двадцати тысяч рублей и/или дисквалификацию должностных лиц на срок до трёх лет.

 

Неоплата ранее наложенного штрафа влечёт за собой новое административное взыскание, но уже в двукратном размере. Однако данный штраф, в силу действия ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, не может быть менее одной тысячи рублей, кроме того, данная статья предусматривает также административное наказание в виде ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 

В последнее время особо пристальное внимание уделяется эффективному использованию земель, так как нередки случаи, когда собственником фактически не используются земельные участки, либо же используются не по назначению, что приводит к ухудшению плодородия почв. В то же время, в законодательство РФ внесены изменения, позволяющие повысить качество контроля за эффективным пользованием земельными участками. Так, например, 15 февраля 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, в статью 8.8 КоАП РФ добавлена часть 1.1, которая гласит, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, может повлечь изъятие таких земельных участков.

 

Напомним, что на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений разрешено производство и возделывание сельскохозяйственных культур и иной сельхозпродукции, а также осуществление их хранения и переработки. В случае использования сельскохозяйственных земель в иных целях, сейчас предусмотрено наложение штрафа не фиксированного размера, как это было до недавнего времени, а в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения.

 

Размеры штрафов составят: для граждан – от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.; для должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости, но не менее 200тыс. руб. При этом установлена верхняя граница штрафа для всех категорий лиц – не более 500 тыс. руб.

 

Значительно более существенными могут быть размеры претензий и исков за причинение вреда почвам как объекту охраны окружающей среды. Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить вред в полном объёме в соответствии с законодательством. Статьей 78 указанного закона определен порядок компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в этой области: компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда. Размер вреда окружающей среде исчисляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. При этом иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет, а их максимальный размер законодательно не ограничен.

 

Таким образом, мы можем наблюдать, что в последнее время власть, наконец-то, начала обращать внимание на дальнейшую судьбу (к сожалению, зачастую весьма плачевную) государственных земель, которые она отдаёт в частные руки, а также остающихся в госсобственности. Государство готово выделять средства на развитие и поддержку агропромышленного комплекса, но, в свою очередь, требует строгого исполнения земельного и природоохранного законодательства и бережного отношения к одному из главных ресурсов – земле, всё шире используя при этом методы административного и финансово-экономического воздействия. Т.е. несоблюдение законодательства в области охраны земель и нерациональное природопользование, наконец-то, становятся невыгодными.

 

У каждого собственника, землепользователя, землевладельца и арендатора земельных участков должно быть чёткое понимание того простого факта, что соблюдение законов и исполнение предписаний контролирующих органов в срок экономит средства на штрафах и судебных исках, а своевременное обследование почв, выявление, профилактика и устранение деградаций и загрязнений земель ведёт к существенному повышению урожайности, качества и безопасности выращиваемой сельскохозяйственной продукции.

 

 

 

 

 

Отдел агроэкологической экспертизы и мониторинга земель

Прочитано 626 раз

Поиск по сайту

Интервью Сергея Данкверта в программе "Мнения" на телеканале Россия 24

Участие С.Данкверта во II Всероссийском форуме продовольственной безопасности

Выступлении Сергея Данкверта на заседании Совета Федерации об эпизоотической обстановке в России